Newsroom

Что такое изолированные подшипники QIBR?

Share:

В сложном мире вращающегося оборудования, такого как электродвигатели, генераторы, ветряные турбины и системы передачи энергии, невидимая угроза тихо подрывает надежность: блуждающие электрические токи. Эти токи, часто индуцируемые частотно-регулируемыми приводами (ЧРП), магнитной диссимметрией или электростатическим зарядом, ищут путь наименьшего сопротивления и часто находят его в подшипниках. Последствиями этого являются разрушительная электрическая дуга, точечная коррозия, рифление, быстрая деградация смазки и катастрофический отказ подшипника. Предлагаем специализированное решение: Изолированные подшипники. Эти инженерные компоненты действуют как намеренные электрические барьеры, предотвращая протекание повреждающих токов через сам подшипник, тем самым защищая как подшипник, так и окружающее оборудование, значительно продлевая срок службы и повышая эксплуатационную надежность.


Коварная проблема: механизмы электрических повреждений

Понимание критической роли изолированных подшипников требует осознания разрушительных процессов, которые они предотвращают:

1. Обработка электрическим разрядом (EDM): Когда напряжение накапливается на масляной пленке, разделяющей дорожки качения и тела качения подшипника, оно в конце концов разряжается. Эти микроскопические дуги, похожие на крошечные разряды молнии, испаряют небольшое количество металла, создавая характерные ямки или желобки (узоры, похожие на стиральную доску) на поверхностях подшипников. Это повреждает критически гладкую поверхность, ускоряет износ, создает повышенный шум и вибрацию и приводит к преждевременному выходу из строя.

2. Электролитическая коррозия: Блуждающие токи могут вызывать электрохимические реакции в смазочном материале. Этот процесс электролиза разъедает стальные поверхности подшипников и химически разрушает базовое масло смазки и загустители. В результате потеря смазочных свойств и коррозионная точечная коррозия еще больше ускоряют износ и заедание.

3. Сварочные брызги и плавление: В тяжелых случаях, связанных с высокими токами (например, при сварке на соединенных конструкциях без надлежащего заземления), дуга может генерировать достаточно локализованного тепла, чтобы фактически приварить элементы качения к дорожкам качения, что приводит к мгновенному катастрофическому разрушению.

Экранированное решение: Типы изолированных подшипников

Для борьбы с этими угрозами существует несколько специализированных конструкций подшипников, создающих высокоомный барьер на пути тока. Основными типами являются:

1. Подшипники с керамической изоляцией:

Концепция: Использование непроводящих керамических материалов для ключевых компонентов.

Полностью керамические: как тела качения (шарики или ролики), так и внутреннее и наружное кольца полностью изготовлены из передовой керамики, такой как нитрид кремния (Si3N4) или диоксид циркония (ZrO2). Они обладают исключительной электроизоляцией (>10^14 Ω), отличной коррозионной стойкостью, способностью выдерживать высокие температуры (часто превышающие 1000°C) и меньшей плотностью (что снижает центробежные силы). Однако они значительно дороже и менее ударопрочны, чем стальные.

Гибридные керамические подшипники: Наиболее распространенный тип с керамической изоляцией. Отличаются стандартными внутренними и внешними кольцами из высококачественной стали в сочетании с керамическими телами качения (почти исключительно шарики из нитрида кремния). Такая конструкция обеспечивает превосходную электрическую изоляцию (ток не проходит через керамические шарики), сохраняет высокую прочность и вязкость стальных колец, обеспечивает более низкое трение и более низкие рабочие температуры, а также выдерживает более высокие скорости, чем полностью стальные подшипники. Это очень эффективное и популярное решение, особенно для двигателей и шпинделей.

2. Изолированные подшипники с покрытием:

Концепция: На поверхность стального наружного или внутреннего кольца (чаще всего наружного) наносится прочное диэлектрическое покрытие.

Процесс: Покрытие обычно наносится методом плазменного напыления или высокоскоростного кислородного напыления (HVOF) на специально подготовленную поверхность. Наиболее распространенным изоляционным материалом является оксид алюминия (глинозем, Al2O3), известный своей превосходной диэлектрической прочностью, твердостью, износостойкостью и адгезией. Толщина покрытий обычно составляет 100-500 мкм.

Ключевая технология - INSOCOAT (SKF): Это хорошо зарекомендовавшая себя запатентованная технология, при которой глинозем наносится на кольцо подшипника плазменным напылением. Оно обеспечивает чрезвычайно высокое сопротивление изоляции (>1000 MΩ при 1000 В постоянного тока), выдерживает высокие температуры и легко интегрируется в стандартные конструкции подшипников. Покрытие обладает высокой прочностью к механическим и термическим нагрузкам, возникающим при запрессовке и эксплуатации.

Преимущества: Экономичность по сравнению с полностью керамическими решениями, использование стандартных геометрий подшипников и номинальных нагрузок, отличные изоляционные характеристики, хорошие механические свойства. Широко используется в электродвигателях (особенно с частотно-регулируемым приводом), генераторах и тяговых электродвигателях.

3. Подшипниковые узлы с электрической изоляцией:

Концепция: Не являясь подшипниками как таковыми, эти предварительно собранные узлы объединяют стандартные подшипники с изоляцией, встроенной в корпус.

Конструкция: Обычно имеют изолированный корпус (например, со слоем смолы) или изолированные переходные втулки/вкладыши между наружным кольцом подшипника и отверстием в корпусе. В качестве альтернативы изоляция может быть нанесена со стороны вала с помощью специальных втулок под внутренним кольцом.

Применение: Упрощенное решение для модернизации или новых конструкций, когда целесообразно изолировать все седло подшипника. Обеспечивает аналогичную защиту, но сконцентрирована на электрической изоляции всего подшипникового узла от конструкции машины.


Ассортимент продукции и разнообразие применений

Изолированные подшипники производятся в широком спектре стандартных конфигураций подшипников для удовлетворения различных потребностей применения:

Радиальные шарикоподшипники с электрической изоляцией: Рабочие лошадки для радиальных нагрузок в двигателях, насосах и небольших генераторах. Обычно имеют покрытие или гибридную конструкцию.

Радиально-упорные шарикоподшипники с электрической изоляцией: Необходимы для комбинированных радиальных/упорных нагрузок в высокоскоростных приложениях, таких как шпиндели станков, турбокомпрессоры и валы компрессоров. Широко распространены гибридные конструкции.

Цилиндрические роликоподшипники с электрической изоляцией: Выдерживают большие радиальные нагрузки в генераторах, крупных двигателях, тяговых приводах и коробках передач. В связи с требованиями к нагрузкам преимущественно используются конструкции с покрытием.

Сферические роликоподшипники с электрической изоляцией: Используются в тяжелой промышленности, например, в крупных вентиляторах, дробилках и валах бумажных фабрик, где существует несоосность и большие радиальные/осевые нагрузки; часто имеют наружные кольца с покрытием.

Конические роликоподшипники с электрической изоляцией: Критически важны для применений со значительными комбинированными нагрузками и требующих точного осевого расположения, таких как крупные редукторы и подшипники колес в электромобилях/поездах.

Повсеместное применение: Где изоляция имеет первостепенное значение

Необходимость в электроизоляции пронизывает современную промышленность:

1. Электродвигатели (особенно с частотно-регулируемым приводом): Основное применение. ЧРП создают высокочастотное напряжение общего режима, которое вызывает токи в подшипниках. Практически все средние/крупные двигатели (>100 кВт) и критически малые двигатели с ЧРП требуют изолированных подшипников (часто со стороны, не связанной с приводом).

2. Генераторы (все типы): Блуждающие токи из-за магнитной диссимметрии или проблем с заземлением являются распространенной угрозой. Изолированные подшипники являются стандартом для генераторов, от небольших резервных установок до массивных турбин коммунального хозяйства.

3. Ветряные турбины: Подвержены воздействию сложной электрической среды (молнии, ЧРП для генераторов шага/рысканья/двойного вращения, накопление статического электричества). Изолированные подшипники генератора и часто подшипники главного вала имеют решающее значение для надежности и сокращения дорогостоящих простоев турбин.

4. Тяговые двигатели (железнодорожный транспорт и электромобили): Мощные инверторы и рекуперативное торможение создают значительные риски, связанные с током в подшипниках. Изолированные подшипники жизненно важны для электровозов, трамваев и все чаще электромобилей.

5.  Промышленное оборудование: Насосы, компрессоры, вентиляторы, конвейеры, экструдеры, станки - везде, где используются ЧРП или происходит накопление электростатического заряда (например, бумагоделательные машины, печатные прессы).

6. Оборудование для передачи энергии: Большие редукторы в критических приводах (горнодобывающая промышленность, цементная промышленность, морские суда).

Неоспоримые преимущества: Почему стоит выбрать изоляцию?

Преимущества выбора изолированных опор существенны и многогранны:

1. Устранение электрических повреждений: Непосредственно предотвращает точечную коррозию, электролитическую коррозию и оплавление - основные причины преждевременного выхода подшипников из строя из-за блуждающих токов. В этом смысл их существования.

2. Значительное увеличение срока службы подшипников и машин: Благодаря предотвращению электрических режимов деградации, подшипники достигают своего полного потенциала механической усталостной долговечности. Это напрямую приводит к увеличению времени безотказной работы оборудования и снижению затрат на техническое обслуживание.

3. Повышенная надежность и сокращение времени простоя: Неожиданные отказы подшипников сводятся к минимуму, что приводит к более предсказуемым графикам технического обслуживания и значительному повышению общей эксплуатационной готовности оборудования. Это очень важно для критически важных процессов.

4. Превосходная экономическая эффективность по сравнению с альтернативными методами: Несмотря на то, что подшипники с изоляцией имеют свою цену, они зачастую более экономичны, чем изоляция вала двигателя (с помощью сложных втулок с керамическим покрытием) или корпуса (требующая специальной обработки и изоляционных материалов). Они предлагают прямое, интегрированное и надежное решение.

5. Поддерживаемая производительность: Современные подшипники с изоляцией (особенно с покрытием и гибридные) полностью сохраняют номинальную механическую нагрузку и рабочие характеристики своих стандартных аналогов. Изоляция не снижает функциональность подшипника.

6. Снижение уровня шума и вибрации: Предотвращение повреждения поверхности дугой помогает поддерживать плавную работу и снижает уровень шума/вибрации.

7. Увеличение срока службы смазки: Устранение электролитической деградации смазки позволяет увеличить интервалы обслуживания смазочных материалов и сократить объем технического обслуживания.

8. Необходимы для современных приводов: Они являются наиболее надежным и практичным решением для повсеместно распространенных двигателей с частотно-регулируемым приводом, обеспечивая экономию энергии и преимущества управления технологическим процессом с помощью ЧРП без ущерба для срока службы подшипников.

Выбор, установка и уход: Обеспечение оптимальной производительности


Выбор и установка изолированных подшипников требует внимания к деталям:

Критерии выбора: Учитывайте уровни напряжения, частоту, размер/тип подшипника, нагрузки, скорости, температуру и стоимость. Подшипники с покрытием часто предпочтительнее по цене и стандартным характеристикам; гибридные подшипники лучше в сценариях с высокими скоростями и температурами. Обратитесь к каталогам производителей и в службу технической поддержки.

Номинальное напряжение: Убедитесь, что сопротивление изоляции выбранного подшипника (проверенное при стандартном напряжении, например, 1000 В постоянного тока) превышает ожидаемую разность потенциалов в данной области применения.

Осторожное обращение: Изолированные подшипники, особенно с покрытием, требуют осторожного обращения, чтобы избежать сколов покрытия или загрязнения изоляционной поверхности. Избегайте ударов и держите их чистыми и сухими перед установкой.

Правильная установка: Строго следуйте рекомендациям производителя.

Для подшипников с покрытием (с изоляцией наружного кольца) убедитесь, что отверстие в корпусе чистое, гладкое и не имеет заусенцев. Используйте правильные инструменты для запрессовки, чтобы не повредить покрытие. Никогда не проводите электросварку на корпусе вблизи подшипника или на соединенных валах без предварительного создания надежного заземления в обход подшипника.

Для гибридных подшипников применяются стандартные методы установки.

Избегайте путей заземления: Убедитесь, что вспомогательные компоненты (датчики, уплотнения, корпуса) не создают случайных проводящих путей вокруг изоляции. При необходимости используйте изолированные крепежные детали.

Проверка: Некоторые производители рекомендуют проверять сопротивление изоляции после установки с помощью мегомметра (например, 1000 В постоянного тока), чтобы убедиться в отсутствии короткого замыкания.

Заключение: Незаменимая защита

Изолированные подшипники - это не просто специализированные компоненты; это фундаментальные инженерные решения для решения электрических проблем, широко распространенных в современном вращающемся оборудовании. Эффективно блокируя путь разрушительных блуждающих токов, они защищают жизненно важные компоненты от коварных механизмов электрического повреждения. Благодаря усовершенствованной керамике гибридных конструкций или прочным алюмооксидным покрытиям технологии INSOCOAT, эти подшипники обеспечивают беспрецедентную надежность и долговечность в таких ответственных областях применения, как двигатели, генераторы, ветряные турбины и тяговые системы с частотно-регулируемым приводом. Их способность продлевать срок службы оборудования, сокращать незапланированные простои и предлагать экономически эффективное решение по сравнению с альтернативными методами изоляции делает их незаменимыми инвестициями для любой отрасли, зависящей от бесперебойной работы электроприводов. По мере развития электрического оборудования с более высокой плотностью мощности и более сложными схемами управления роль изолированного подшипника как защитника от электрических повреждений будет только возрастать.

Share: